Журнал «Пинкс». Интервью Ирины Горюновой

- Вы так много всего совмещаете в вашей творческой жизни – театр, поэзия, проза, драматургия, живопись... Что-то еще? Оправданно ли такое распыление творческих усилий, не боитесь оказаться дилетантом во всех этих областях?

Еще я занимаюсь космоэнергетикой, учусь играть на варгане и хочу записать несколько песен. Конечно, я не вижу себя в роли профессиональной певицы и не стремлюсь к ней, скорее это любопытство: а что же еще я могу. Один мой друг, музыкант, сказал, что у меня потрясающий голос. Поживем, увидим. Мне лично всю жизнь казалось, что петь я не умею.

Оказаться дилетантом я не боюсь, поскольку во многих областях не считаю себя профессионалом, разве что в литературе. Картины я пишу для себя, выставки не устраиваю – это просто способ самовыражения. Это же касается и распыления. Если бы я еще начала вышивать крестиком или занялась кикбоксингом, тогда, наверное, да. А так, все сочетается гармонично. Насколько я знаю, многие талантливые люди творят в разных областях. Например, Владимир Маяковский, был по образованию художником, но писал стихи и пьесы, и снимался в кино («Барышня и хулиган). Борис Пастернак также был разностороннее одаренным, кроме стихов и прозы, он еще писал картины, брал уроки музыки, а по образованию был философом…

- Вы своим поведением в современном арт-пространстве стремитесь разрушать стереотипы? Это так – иначе, как соотносится дом и семья с участием в лесбийских антологиях, постоянным контактом с лесбийской аудиторией и так далее…

Я люблю разрушать стереотипы. Среди моих друзей много геев и лесбиянок, людей умных, порядочных и невероятно интересных. Они пишут прекрасные книги, стихи, картины, играют в театре, поют песни… Что же, мне не общаться с ними только по той причине, что их интересуют люди другого пола? Так это все равно, что не общаться с человеком, потому что у него другой разрез глаз или цвет кожи. Я сама могу влюбиться в человека независимо от его пола, потому что для меня важны его духовные качества, а не то, каким образом совершается половой акт. Для меня секс без любви невозможен, должна существовать гармония физического и духовного начал.

- В этой связи, не опасаетесь ли вы проявлений гомофобии или обычного неприятия. Как это бывает – люди, не только литераторы, любят делиться и строить границы по разным признакам. Она ходит к «розовым», значит, не наша?..

Не опасаюсь. В этом физическом теле, здесь и сейчас, я живу один раз, и жить страхами означает отсутствие свободы и отсутствие полета, что для творческого человека невыносимо и неприемлемо. Один известный толтектский шаман Дон Мигель Руис говорил: «Никогда ничего не принимай на свой счет». Т.е. не нужно принимать то, что о тебе говорят другие люди, ни хорошего, ни плохого. Картина мира у каждого своя, и люди могут не совпадать. Если стрекоза видит не так, как собака, чье видение правильное? Ничье. Оно просто разное. Разве Оскар Уайльд был менее талантлив только из-за того, что у него был друг мужского пола? Примеров можно привести множество, суть от этого не изменится.

- Расскажите о своем сотрудничестве с театром "Комедиантъ" и других проектах?

С театром «КомедиантЪ» я познакомилась несколько лет назад. Невероятно талантливые люди, очень душевные и открытые. Их спектакли всегда настолько яркие, что я не устаю удивляться. Полтора года назад они предложили мне участвовать в их проекте «Театр с листа» и сделали по моей повести «Чтец-декламатор» спектакль. Это история жизни юной девушки во время войны, история потерь и трагедий. В двух словах рассказать сложно.

С другим театром МОГТЮЗ мы часто делали благотворительные проекты: выезжали в колонии для несовершеннолетних и давали там выступления. Ставились отрывки пьес, читались стихи, пелись песни. Кстати, вместе со мной ездили и достаточно известные читателям «Пинкса» певицы Ульяна Ангелевская и Наталия Шульте. Подростки из неблагополучных семей аудитория сложная, подобрать к ним ключик непросто. Но нам это удавалось. Ребята подходили после выступления и задавали вопросы, некоторые просили оставить для библиотеки книги. Естественно, мы с радостью их дарили.

Кроме всего прочего, на данный момент я являюсь председателем московского отделения РОСА (Российское общество современных авторов, основанное в Старом Осколе), которое помогает талантливым людям из глубинки и не только. В 2009 году главный приз на конкурсе «Правда жизни» завоевала Лия Киргетова.

- Вы часто принимаете участие в различных конкурсах и не безрезультатно? Вы считаете такого рода литературные и прочие состязания продуктивными?

На данный момент литературный процесс в России по бо'льшей части прослеживается именно через премии и публикации в толстых литературных журналах. Это своего рода гарант качества литературного продукта. Наверное, это правильно, поскольку иначе современному читателю трудно ориентироваться среди огромного количества выпускаемых книг. К тому же, писатели у нас люди небогатые, и, как правило, занимающиеся параллельно другой работой. Гонорары же оставляют желать лучшего. Особенно это касается интеллектуальной литературы, тиражи которой зачастую не превышают 3-5 тыс. И премия – некий способ поощрить и поддержать писателя. Конечно, мы никуда не денемся от того, что любой конкурс субъективен, как субъективен каждый из членов жюри, так что это своего рода рулетка. Но в принципе я фаталист, и считаю, что если суждено состояться, значит – ты состоишься, если нет – то нет.

- Как возник замысел книги «У нас есть мы» и почему вы значительно усложнили писательскую задачу, фактически создав три романа в одном?..

Замысел книги возник потому, что бо'льшая часть истории автобиографична. Когда ты просто не можешь держать все в себе, начинаешь писать, а потом останавливаешься и думаешь: хорошо, а что дальше? И оказывается, что мало вылить свою боль и мысли на бумагу, нужно нечто бо'льшее. Что? Нужно написать: почему так? Откуда все началось и куда идет? Имеет ли различие любовь, чувствование, переживание однополых партнеров и партнеров разнополых? Все три части книги биографичны по-своему, прототипы моих героев – реальные люди, известные в литературной и тематической среде. И все три части нужны, чтобы показать главную мысль романа: любовь не зависит от пола, как и тот ад, который мы себе зачастую создаем сами. Любовь – это не только смелость быть самим собой, но и умение видеть и чувствовать партнера, а не только себя. Говорят, что наш век развращен и кровав, но это не время такое, а люди. Я хочу, чтобы каждый из нас задумался над тем, может ли он или она произнести слова «У нас есть мы»,ставшие заглавием романа, а если нет, то что для этого нужно сделать.

- Не боитесь, что книга развалится на три из-за одной только читательской лени и предубеждения аудитории: и ленивые геи будут читать о геях, лесбиянки – о лесбиянках, а «натуралы» - о себе?..

Не боюсь. У каждой книги есть свой читатель. Кому надо, тот прочтет все. Думаю, что натуралам полезно почитать о геях и лесбиянках, чтобы понять, насколько их представления далеки от реальности. И эта книга не для ленивых, а для тех, кто умеет думать. Я уже начинаю получать отзывы на свой роман, и пока еще ни один человек не сказал мне, что ему было неинтересно дочитать книгу до конца.

- Вас можно поздравить с выходом первого романа и спросить, что дальше? Первая книга – ведь после ее выхода понимаешь, что это не шаг даже, а только робкое движение в верном направлении, не так ли?

Я думаю, что все происходит постепенно. В конце 2009 года вышел мой поэтический сборник «Улыбка Хатшепсут», и было снято два клипа визуальной поэзии. В 2010-м – роман. Дальше будет видно. Сейчас я готовлю к изданию сказку для детей «Матиус и Матильда», веду переговоры с издательствами. Написан еще один роман и сборник повестей и рассказов. Мне очень хочется найти театр, который бы занялся постановкой пьесы, вошедшей в роман как составная его часть. Кстати, в 2009 году она вошла в шорт-лист драматургического конкурса «Свободный театр». Но пьесы тематической направленности ставить сложнее, поскольку не каждый театр и режиссер возьмут на себя смелость это сделать. Можно конечно поставить антрепризу, но я не умею искать спонсоров. Думаю, что все складывается постепенно и в наилучший для этого момент.

Журнал «Пинкс»

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Разумихина Ромина Сударьянто Теплицкая Тегин Сайт