Сергей Дворянов: "Мистическая интуиция пола…"

Новый роман Ирины Горюновой "У нас есть мы" стал ярким литературным событием в России в 2010 году, поскольку автор "рискнула" в исповедальной, лирической и экзистенциальной форме поразмышлять о главных темах литературы - о смерти и о любви. Нельзя сказать, что это типично постмодернистский роман, но он, явно, носит в себе черты творческого и психологического эксперимента. По жанру и стилистике роман напоминает мемуары, или даже "интимные мемуары", возвращая нас к великому опыту исповедей, начиная от Августина Блаженного, Жан-Жака Руссо и заканчивая Львом Толстым. Однако, в отличие от упомянутых авторов, Ирина Горюнова демонстрирует типично женский взгляд на исповедь, затрагивая не столько метафизические пласты и этические императивы, сколько психо-эмоциональные струны души человеческой. Продолжая лучшие традиции русской философской школы 20-го века и озвучивая те предельные, "запретные" темы, которые волнуют многих, но часто замалчиваются ввиду их "сложности" и "неодназначности", развивая неистовые откровения Василия Розанова, его "мистическую интуицию пола", провидение "нижней бездны" и, одновременно вступая в спор с известным русским философом, Ирина Горюнова в романе "У нас есть мы" приходит к парадоксальному выводу о том, что любовь вообще не имеет пола, сам пол в отношениях между людьми является характеристикой вторичной значимости. В этом контексте (понимания или интерпретации), характеризуя парадоксальность выводов автора, можно было бы употребить неожиданную метафору-код: роман написан "в рубиновых тонах". Рубиновый это любимый цвет автора - мы находим в тексте и "рубиновый цвет губ" и "рубиновое кольцо". Рубиновый - это цвет сердца. Знаменитое ветхозаветное изречение: "Ищите прежде всего в сердце человеческом, ибо оттуда истекают все реки жизни" является универсальным правилом для любого литератора, пытающегося возвестить свою собственную Истину о человеке. Герои романа Горюновой это люди страдающие, мятущиеся, чувствующие одновременно свое избранничество и неполноценность. Любовь не имеет пола, потому что это светлое чувство, существующее вопреки нашим представлениям о морали, она всегда окрашена в рубиновый цвет и не имеет «розовых» и «голубых» тонов и оттенков. Любовь эксклюзивна и нелегальна, она кардинально меняет систему координат.

Композиционно роман представляет собой трилогию любовных "двуугольников", описание нарождающейся и видоизменяющейся страсти. «Почему любовь умирает?», «Как обрести любовь абсолютную, безусловную, вневременную?» - эти вопросы поставлены в романе с пронзительной надрывностью. Ответы на эти вопросы читатель услышит в своем собственном сердце.

Сергей Дворянов

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Деффи Пустовит Разумихина Ромина Сударьянто Сайт