Алла Юрьева "Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей..."

Роман Ирины Горюновой "У нас есть мы" в 2009 году вошёл в лонг-лист Национальной литературной премии "Большая книга".

О чём пишет молодая писательница Ирина Горюнова? О любви. У кого-то это вызовет усмешку: "О чём может писать автор-женщина?" Всё как всегда. Вздохи и слёзы. Но здесь вспоминаются слова героини рассказа "Сексопатология" О. Татариновой: "Самый большой обман-любовь. Его поддерживают все - в книгах, в кино. Все эти книги пишут мужчины, кино снимают мужчины".

Любовь одна из фундаментальных тем в мировой литературе и искусстве. И невозможно обойти эту категорию, обладающую огромной мощностью.

Автор романа "У нас есть мы" рассматривает любовь как сложный психологический феномен. Здесь и однополая любовь. И любовь между мужчиной и женщиной. Поль Гоген писал в своём дневнике: "Произведение искусства для того, кто умеет видеть - это зеркало, в котором отражается состояние души художника".

Может показаться, что автор романа всё перемешал. Очень на многое замахнулся. Разобраться бы с одним. Но этот автор интересен тем, что испытывает неопределимую "потребность в раздвижении горизонтов".

Это не роман-история, где подробнейшим образом показано, как живут и действуют герои. Натали Саррот так пишет о современном литературном процессе: "Читатель слишком многое узнал. Он познакомился с Джойсом, Прустом и Фрейдом; с сокровенным током внутреннего монолога, с беспредельным многообразием психологической жизни и огромными, почти ещё не разведанными областями бессознательного. У него на глазах рухнули непроницаемые переборки, отделяющие один персонаж от другого, и герой романа обратился в нечто произвольно ограниченное, условно выкроенное из общей ткани, которая полностью заключена в каждом из нас и которая улавливает и задерживает в бесчисленных ячейках своей сети всю вселенную".

Повествование от первого лица заставляет поверить в достоверность пережитого героями. Читатель оказывается "внутри, там же где и автор". Здесь появляется откровенность, убедительность.

Придуманные истории часто проигрывают. Много нестыковок, каких-то несоответствий. Часто просто не доверяешь тому, что фонтанирует писательская фантазия.

Автор попытался рассказать читателю о любви через своё мироощущение, понимание, вглядывание, чувствование. Здесь нет излишней заботы о связности частей, но это не мешает. В этом романе всё встаёт на свои места, когда подходишь к заключительным страницам.

Роман состоит из трёх частей. В первой части автор ведёт рассказ от лица противоположного пола: "Я начал интересоваться мальчиками лет с шести-семи. Девочки меня так не притягивали...". Вторая часть книги рассказывает о любви, которую воспела древнегреческая поэтесса Сапфо, жившая в VI веке до н.э. на острове Лесбос. Во второй части трилогии, в главе "Танаис" есть такие слова: "Перебирая старые фотографии, я вспоминала себя этаким маленьким глазастым одиночеством непонятного пола, когда мне все говорили: "мальчик подвинься" или: "мальчик, сделай то-то", ведь по моей причёске и тоненькой фигурке оказывалось абсолютно невозможно определить, какого я рода". Протянулась невидимая нить между двумя частями.

Испанский философ Ортега-и-Гассет формулирует этот парадокс так: " Жизнь отличается именно погруженностью "я" человека в то, что не есть он сам. Жить значит выходить за пределы себя самого".

В книге "У нас есть мы" автор не делает никаких открытий. Гомосексуализм известен чуть ли не со времён позднего палеолита: найдены подтверждающие наскальные изображения. В середине ХХ века Альфред Кинзи продемонстрировал, что гомо- и гетеросексуальность представляют собой не изолированные явления, а крайние полюсы шкалы, центр которой занимают бисексуалы.

В третьей части книги И. Горюновой - отношения между женщиной и мужчиной. "Он смотрит футбол и порнуху, она листает глянцевые журналы и красит ногти..." И здесь всё непросто. Слова Габриэля Гарсии Маркеса, служащие эпиграфом к первой главе третьей части: "Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того единственного человека. Чтобы когда это случиться, мы были благодарны", могут стать эпиграфом ко всему роману.

Неожиданно задумываешься. Так много всего. Возникают противоречивые чувства и мысли. Героиня отвечает нам на это: "Невыносимо хочется Жить - именно так, с большой буквы, чтобы не влачить существование, отмеряя его звоном монет и хрустом купюр долларов и евро, а попытаться понять правила игры, в которую тебя втянули, и выйти из неё так, чтобы сохранить себя, свою душу".

Алла Юрьева

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Макашова Далакян Деффи Пустовит Разумихина Сайт