Максим Веселов "Господи, да минует меня чаша сия".

«Стонет весь умирающий состав мой,
чуя исполинские возрастания и плоды,
которых семена мы сеяли в жизни, не
подозревая и не слыша, какие страшилища
от них подымутся...»
Н.В. Гоголь.

Сложные темы предстояло открыть Ирине Горюновой в новом романе «У нас есть МЫ».

Это то, о чём мы стараемся заставить себя не думать. Что дамокловым мечом сидит где-то в мозжечке, но каждый убеждает себя: ЭТО МЕНЯ НЕ КОСНЁТСЯ, ни меня, ни моего дома, ни моих близких. Ой, ли? Дай Бог, что бы это было так. Но, возможно, есть шанс – не допустить? Вопрос, на который данный роман – попытка ответить.

Так что это за темы такие? Всё очень просто и страшно: наркомания, нетрадиционная сексуальная ориентация, СПИД. Автор отважно приступает к препарированию истоков и причин, логично мотивируясь постулатом о причинно-следственной связи. Могло ли быть иначе? Или слова Фатум, Судьба, Рок – не пустой звук? И, далее, если уж это произошло, то, традиционный русский вопрос: что делать?

В каждом начале раскрытия образа нового главного персонажа романа, мы видим условия, в которых живёт этот герой/героиня. В первом образе, Андрее, это домашняя тирания и полное безразличие в семье. Неудачные браки мамы, полностью погружённой в личные переживания, злодейка-сестра, своим поведением отпугивающая юного брата от всего женского пола вместе взятого. Есть бабушка, но её роль в воспитании внука незначительна и полна на взгляд автора ошибок, исправить которые было невозможно, ввиду банального недостатка у старушки интеллекта. Что ж, всё это бывает. Вопрос: это ли причина того, что паренёк стал наркоманом и геем? У иных героев так же, целые спектры изначальных проблем в семье и окружающем социуме. Возникает другой традиционный вопрос: кто виноват?

Судя по последним открытиям учёных, нетрадиционная ориентация, не что иное, как генетический код организма, передаваемый по наследству. А дальше уже, действительно, социум правит личность – раскроется «код» или останется в латентной стадии. Но, это – наука. А роман, есть роман. И он должен воздействовать на читателя, обогащать его новыми идеями, стать отражением зеркала личности, заставить задуматься над житиём, подсказать выходы в сложных жизненных перипетиях, о чём-то предупредить. И с этой точки зрения, Ирина права. Самые первые люди в окружении ребёнка, его собственная семья – в ответе, что с ним может случиться дальше.

Да, даже если и по науке. Вы хотите, что бы Ваш сын был «голубым», а дочь – «розовой»? Если Вам всё равно, то живите, как хотите. А дальше уже Гоголь предупредил, что будет (см. эпиграф). Если не хотите, то, раз уж родили – занимайтесь теперь не только собственной персоной, но и своим ребёнком: отслеживайте его склонности, следите за общим фоном его психики, смотрите в каких условиях он живёт, и что из этого может получиться: какой опыт он приобретает.

Как видим, я написал немного и по существу. Это жанр такой: рецензия, смысл – раскрыть суть вопроса. А художественная литература на то и искусство, что должна через переживания, сочувствие, раскрытие ситуаций, подвести читателя к предлагаемым автором выводам. Т.е., задача Художника: не сообщить свои мысли и взгляды, что называется, «в лоб», но, наоборот, провести читателя всеми житейскими дорогами персонажа, и через эти переживания – привести его к пониманию идеи, да так, что бы он думал, что это – его, читателя, мысли и идеи. В этом заключается мастерство писателя. И Ирэн им обладает с лихвой. В романе есть места, которые читать натурально жутко. И в этот момент рефреном в голове стучит спасительная мысль: этого нельзя допустить! Что, собственно, и требуется от хорошей, качественной литературы.

Много места, если не основное, в романе уделяется внутренним переживаниям героев. Думается, это подарок для тех, кто понятия не имеет – какие именно чувства могут возникать между представителями одного пола. Да самые обычные чувства, любовь, ревность, стыд, предательство, вожделение, преданность. Всё как у всех, никакого особенного зоопарка. Любители «мыльных опер» могут ахнуть от изумления, насколько меркнут перипетии их любимых сериалов, по сравнению с тем накалом страстей, что творится у Горюновой в романе между парами М+М, Ж+Ж и т.п. И тут всё, опять же, по букве науки: люди с н/с/о наиболее подвержены неврозам и психозам, уж ничего не поделаешь, статистика. Не поделаешь ли?

Зачастую приходит мысль, что автор некоторым образом поэтизирует раскрываемые в романе три темы. Даже СПИД становится неким Роком, жертвенной эстафетой изгоев общества. Есть ли на деле в этом высокий романтический протест? Протест выбора смерти, между пустотой и жизненным укладом социума сегодняшнего дня. А раскрытая глубина однополой любви порой завораживает в строках Ирины Горюновой. Что это? Реклама? Констатация факта? Решать читателю. Мне это видится, как реабилитация нашего общества, и я согласен со словами Николая II, который, узнав о самоубийстве затурканного «голубыми» скандалами Чайковского следующее: «Пид...ов у нас пруд пруди, а Чайковский был – один! Эх вы, такого гения затравили!»

Будучи сам отцом, я не дам читать эту книгу дочери, которой 17-ть. Только по одной причине: не вижу в ней отклонений, пусть пока походит в розовых очках и пишет стихи мальчикам, ибо так оно и должно быть. Так правильно. Эта книга – для нас, взрослых. Тех, кто планирует заводить детей или уже воспитывает своих чад. Нам нужна эта книга, как предостережение или, не дай Бог, как пособие.

С искренним почтением к Автору,
Максим Веселов, 2010

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Тегин Романюк Гаджиева Просвещение Греция Сайт