Буфер, Пукер и Блугер

6 сентября в конференц-зале №4 павильона №57 состоялся круглый стол, посвященный литературным премиям "Литературная премия - компас в мире книжной продукции?"

На круглом столе (или за круглым столом), оказавшемся скорее прямоугольным, присутствовали, дискутировали и пытались разобраться в происходящем на литературной арене, путаясь в названиях премий, следующие лица: главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин, главный редактор журнала "Октябрь", член жюри нескольких литературных премий (например, Международного Волошинского литературного конкурса и драматургического конкурса "Действующие лица") Ирина Барметова, художественный руководитель и главный режиссер театра "Школа современной пьесы", член жюри конкурса "Действующие лица" Иосиф Райхельгауз, писатель и председатель "Новой Пушкинской премии" Андрей Битов, руководитель фонда СЭИП (социально-экономических и интеллектуальных программ) Сергей Филатов, ответственный секретарь журнала "Новый мир", председатель экспертного совета премии "Большая книга", прозаик и критик Михаил Бутов, руководитель проекта премии "Заветная мечта" Наталья Михайлюк-Шугаева, ответственный секретарь премии "Дебют" Виталий Пуханов.

Собравшиеся на "круглый стол" долго недоумевали: о чем же собственно им разговаривать, пока дело не взяла в свои руки Ирина Барметова, которая в итоге и вела весь разговор, пытаясь склонить метров отечественной литературы к словоизлияниям и мозговому штурму. Потом начало штормить.

Пытаясь решить, совпадают ли нынче в России премии и модные писатели, заседатели единогласно решили этот вопрос - нет, не совпадают, и, слава богу.

Андрей Битов философски заявил о том, что литературные премии выросли из спортивных состязаний, потом обмолвился, что всё это сродни тому, как мужики в бане меряются...сами знаете чем, а поскольку у нас "Шемякин суд", то... короче модным у нас быть немодно. Да здравствует интеллектуальная качественная литература с ее малотиражностью и элитностью. Оговариваясь и путая Букер, Буфер, Пукер и Блугер, заседатели пришли к выводу, что премии всякие нужны, премии всякие важны и пусть их будет больше хороших и разных.

Михаил Бутов, моментально забыв, о чем спрашивала его Ирина Барметова, озадачился вопросом: "Сколько дают Бутовых за одного Битова, а так же о возможном содержании байтов в обоих вышеназванных субъектах". Выяснив этот насущный вопрос, отважный Бутов заявил, что с точки зрения всеобъемлющего среза премии "Большая книга", эта премия претендует лишь на вершки, на штучный товар в литературе, а корешки, дескать, пусть и растут, там, где им самое место... Идея премии заключается в ее максимальной открытости для простого народа, т.е. обычного собрата-писателя. Ограничений по возрасту и национальной принадлежности не наблюдается, и, кроме того, можно предоставлять рукописи. Если же задуматься о сегодняшнем дне, то можно с уверенностью констатировать, что влияние премий становится всё более заметным, поскольку многие книги выпускаются с заголовками "Номинант премии...", "Первый финалист премии...". Книги сделанные на скорую руку, по шаблону, до шорт-листа не добираются, а интересные новые авторы вполне могут рассчитывать на удачу. Так что шорт-лист дает практически полное представление о качестве сегодняшней литературы.

Разговорившись о премии "Поэт", Сергей Чупринин сказал, что у премии есть назначение - дать денег хорошему человеку, и это неплохо. Жаль только, что если раньше в советскую эпоху и в 90-е годы XX века литературное пространство клубилось и сгущалось вокруг "толстых" литературных журналов, то сейчас журналы эту функцию утрачивают, поскольку молодые литераторы начинают клубиться около литературных премий.

Что ж, процесс естественный и закономерный, потому как всем хочется славы и денег, не так ли?

Вспоминая свою юность, Чупринин рассказал о встрече с одним из писателей в Переделкино. Метр отечественной литературы, грустно глядя на Сергея Ивановича, сказал:

"Я не понимаю, почему вы идете в писатели? Вам же ничего это не дает! Вот, когда я написал книгу, и она получила Сталинскую премию второй степени, то через неделю после этого у меня была большая квартира на улице Горького, дача в Переделкино и жена, балерина Большого театра. А вы?"

После паузы, переждав взрыв здорового, но завистливого смеха окружающих, Чупринин весьма серьезно заявил, что поэзия сейчас у нас на подъеме, но она не продается. В смысле, что не покупает никто (она бы продалась, коли б кто предложил).

Именно поэтому и возникла идея премии "Поэт". Чтобы помочь современным поэтам. Премию эту может получить только очень известный поэт, имеющий заслуги перед литературой, а Некто из Пензенской области может на такой куш даже не рассчитывать. Конечно, ведь пятьдесят тысяч долларов на дороге не валяются.

Возвратившись к теме молодых писателей, Ирина Барметова спросила коллег: не порочно ли изначально искушать молодых премиями? Надо их приглашать в Москву, устраивать семинары с известными писателями и хорош... (в смысле, хорошего помаленьку).

Коллеги однозначно решить вопрос не смогли, наверное, потому, что премии молодых до пятидесяти тысяч долларов всё равно не дотягивают. Чего мелочиться-то. А писатели, коли им суждено, всё равно пробьются сквозь искушения, а нет, так воздух чище будет.

Иосиф Райхельгауз, рассказывая о драматургическом конкурсе "Действующие лица", напомнил присутствующим о том, что этот конкурс беспристрастный, хотя бы потому, что несколько лет назад семнадцатилетний Саша Демахин получил премию с пьесой "Бабий дом", которая на данный момент весьма успешно идет в театре. Так что рядом с известными драматургами и писателями, вроде Людмилы Улицкой, стоят и молодые авторы. (Хотя пьесу я смотрела, и она замечательная, но почему-то сразу всплывает в голове классическая фраза: "А был ли мальчик-то?"). На вопрос о судьбе победивших пьес, Райхельгауз ответил, что одну из пьес он обязательно ставит в своем театре и, как правило, пьеса, победоносно поставленная в Москве, в дальнейшем шествует по провинциям, по городам и весям.

Плавно перейдя к теме детской литературы, обратились к премии "Заветная мечта". Руководитель проекта премии Наталья Михайлюк-Шугаева, которую Ирина Барметова ласково называла Танечкой и Дашенькой, была очень озабочена длинной своих ресниц, а так же похлопыванием ими по щекам и притом не забывала заискивающе улыбаться залу и сидящей рядом Барметовой. Танюша-Наталья заявила, что премия "Заветная мечта" не ставит своей задачей наградить писателя, а стремится в первую очередь найти хороших авторов и издать их книги стотысячными тиражами.

Что ж, задача похвальная, не правда ли? Тем более, что честная и открытая премия однажды уже не присудила первую премию за отсутствием искомого кандидата. К тому же, в жюри премии участвуют три ребенка, школьника, которые тоже голосуют за произведения или против, и без этих членов жюри голосование не производится. Остается гадать: как бедные дети ухитрились за два прошедших сезона прочитать более 800 рукописей различных детских книг... Ужас охватывает при мысли о возможной судьбе этих несчастных... Интересно, дают ли им за вредность молоко и работают ли с ними профессиональные психологи? Рукописи-то разные бывают опять же...

Финалом круглого стола стало оптимистичное заявление Натальи Михайлюк-Шугаевой о том, что нынешний сезон "Заветной мечты" будет отличаться от прошедших несколькими нововведениями, в том числе и тем, что премия теперь станет своеобразной рулеткой. Внимание! Джек-пот! Вы выиграли миллион (рублей конечно)! Желающим узнать подробнее о литературном казино, было заявлено, что 12 сентября открывается третий литературный сезон "Заветной мечты". Журналистов и гостей просьба аккредитоваться и быть на пресс-ланче. (О, богатый русский язык! Выражение пресс-ланч вызывает у меня такие странные ассоциации, что начинаешь думать: "А может не надо туда?" Я плохо себе представляю и пресс и ланч одновременно).

После окончания выступления Натальи Михайлюк-Шугаевой Ирина Барметова ласково поинтересовалась, есть ли у прессы вопросы. Пресса промолчала и после разрешения моментально смылась.

Ирина Горюнова

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Макашова Далакян Деффи Пустовит Разумихина Сайт