Академик-затырщик

Книга "Ангелова кукла" дает еще одно, совсем непонятное и загадочное толкование названия: рассказы рисовального человека. Это интригует и притягивает взгляд. Открывая книгу, ты еще не понимаешь, не осознаешь до конца, что тебя ожидает, а ожидает совершенно необыкновенное повествование о судьбе необычного человека и о судьбе тех, с кем он был связан тесными узами существования на этом свете, узами соучастия, сострадания... Трудно представить, что Эдуард Кочергин, народный художник России, лауреат многих государственных премий, действительный член Российской Академии художеств - бывший затырщик, т.е. приемщик краденного. Невозможно предположить, чтобы человек, попавший с трех лет в детприемник НКВД как сын репрессированных родителей, научившийся выживать там, выживать единственной мечтою - сбежать обратно на родину, в Ленинград, чтобы найти кого-то из близких - со временем станет известным художником. Десять лет понадобилось ему, чтобы добраться до родного города. Каким невероятным упрямством и силой воли надо обладать, чтобы снова и снова бежать из приемников и потихоньку продвигаться туда, куда зовет тебя сердце?!

Рисовать Эдуард Корчергин начал в одном из таких спецраспределителей, когда увидел в бане татуированное тело помхоза Томаса Карловича Японамать, в свое время в японском плену продавшего свое тело традиционной татуировальной школе. Томас Карлович и научил маленького Эдуарда искусству японской татуировки, что не один раз и кормило его, и спасало, и придавало некий вес в определенных кругах.

Надо сказать, что Эдуарду Кочергину везло на людей с необычными судьбами. И именно благодаря этому родилась необычная пронзительная книга, мгновенно срисованная, схваченная с налета, слепленная из потрясающих деталей, живая и трагическая.

Рассказ-зарисовка "Поцелуй", медлительно и плавно текущий по своей поверхности становится поистине страшен, когда обнажается суть самого события. Инвалидов войны в то время звали "обрубками", тех, у которых не было каких-то частей тела. А этот "солдатик-великан" был истинным лицом войны, нечеловечески страшным: "Голова солдатика-великана была расколота по диагонали, да так страшно и безжалостно, что смотреть на нее было невозможно, а уж я повидал в своей жизни к этому времени! Шрам, если это можно было назвать шрамом, проходил щелью почти от правого виска вниз через всё лицо, уничтожив нос, то есть, соединив рот и нос в одно отверстие с остатками лохматых губ. Сдвинутые, но живые куски мяса - разбитые глазницы, правого глаза не было. Война. Это было воистину лицо войны". И вот такой обрубок увидел в вагоне поезда прелестную девочку-девушку "молочной спелости и красоты необыкновенной". Ни девушка, ни ее мать еще не видели инвалида. А он, завороженный ее красотой, рванулся и поцеловал ее остатками лохматых губ в шейку... Девушка зашлась в испуганном крике, словно взорвалась от ужаса, а из глаз инвалида-обрубка хлынули слезы...

И так можно говорить о судьбе каждого: и питерских проституток - "парколенинских промокашек", и о судьбе слепого Капитана, промышлявшего на выпивку со своей черной курочкой, и о ворах в законе, и о других обрубках, и о людях интеллигентных "сэхэшовских антиках", преподававших в Средней художественной школе (СХШ)... Кто лучше Эдуарда Кочергина примерившего на себя подобный же кафтан смог бы увидеть душу людей питерского "дна", в чем-то опустившихся, в чем-то гораздо более честных и благородных, чем многие другие? Наряду с жуткими и трагическими описаниями людей обочины, юродивых и калек, Кочергин рассказывает и о жизни в СХШ, о шалостях и проделках одноклассников. Замечательна по своей веселой хулиганистости зарисовка "Трамвай", в которой с юмором рассказывается о "выдающихся чудиках" и оригиналах-преподавателях этого учебного заведения.

Кочергин писал драматическую судьбу своего поколения, людей выпавших из поля зрения писателей, людей позабытых и ненужных, но именно они были сутью и колоритом той эпохи, того питерского острова Голодая, а так же Васильевского и Петровского островов...

Символично и горько называется последний из цикла рассказов "Россия!.. Кто здесь крайний?" с эпиграфом "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Всеобщее опохмеление в вологодском городе Тотьме - описание, словно сошедшее со страниц сказок Салтыкова-Щедрина.

"Мы не сразу разглядели, что толпа образует между храмом и трибуною плотную многоколенную очередь, которая заполняет всю площадь и концом своим уходит в поднимающуюся угорьем улицу деревянных домов..." Ожидание народом на площади бочек с опохмеляющим зельем, и апофеоз "тотьменского бытия": "С угорья, куда уходил хвост очереди, показался высокий спешащий седой человек, в больших роговых очках, с лицом алкогольного академика. Осмотрев со своего высока всю площадь, уставленную бесконечными тунеядцами, сбавил ход, поняв, что опоздал, и, подойдя к хвосту очереди, хриплым начальственным голосом спросил, обращаясь ко всей площади:

- Россия!.. Кто здесь крайний?" 

Россия до сих пор ищет крайнего... Оставим это...

Эдуард Кочергин написал великолепную книгу о своей жизни и жизни питерского "дна", существовавшего одним огромным общежитием, которых объединяет одно: то, что таким людям жить уже не страшно, они смотрели в глаза стольким ужасам и страданиям, сколько не выпадает на долю одного человека, но всего народа в целом. И остается только мечтать и надеяться, на то светлое завтра, которое непременно настанет.

"Да, Россия, жизнь твоя утрешняя - жизнь ожидательная".

Ирина Горюнова

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Арнгольдт Литвинова Макашова Далакян Деффи Сайт