Статья о Дидурове: "...Ибо горе бессмертно, а я сам имею предел..."

Сегодня, когда этого человека уже нет с нами, я хочу вам о нем рассказать, потому что он один из немногих, кто этого действительно заслуживает. Человек яркий, талантливый и бескорыстный - Алексей Дидуров посвятил себя людям и творчеству, помощи тем, кто нуждался в нем. Его удивительная улыбка и искренние наполненные светом и теплом любви глаза навсегда останутся в памяти тех, кто его знал и любил. Неожиданная и скоропостижная смерть этого человека поистине осиротила его сподвижников и друзей. Он ушел слишком рано, как уходят многие талантливые люди во все времена, слишком сильно и ярко горящие на нашем земном небосклоне.

Я помню предпоследний день литературного кабаре с Алексеем Дидуровым. На последнюю встречу я прийти не смогла и, наверное, буду жалеть об этом до конца жизни. В эту предпоследнюю перед летними "каникулами" встречу Дидуров излучал какой-то особый свет, его слова, вернее монологи были длинными и очень содержательными, и мистическими, и философскими одновременно. Казалось, он подытоживал свою прожитую жизнь и пытался донести до своих друзей очень важные мысли, которые волновали его на протяжении всего пути. Что же главное? Тяжелые испытания, выпавшие на долю его, а так же родителей и предков? Друзья и знакомые, предававшие и продававшие его? Или те, кто помог и подставил плечо в трудную минуту? Неблагодарные и благодарные соратники? Всё очень просто. По словам Алексея Дидурова, в мире есть одна, самая важная мысль, миссия, назначение - "НАДО ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА", и тогда всё будет хорошо. Как просто и невероятно сложно! Дидурову это удавалось, как никому другому. Душа его, сердце его горело от любви и отчаянья, от несправедливостей и зла, от желания помочь людям, насколько это в его силах. Он был "доступен" для всех. Любой начинающий поэт, писатель, музыкант мог прийти к нему и спросить совета и помощи - Дидуров не отказывал никому. За свою жизнь я ни разу не встречала другого такого человека, потому что он был уникален. К сожалению, об этом человеке мало кто знает, хотя он как никто другой этого заслуживает. Если хоть один человек после моей статьи купит его книгу, или посетит его сайт, я буду счастлива. В моем сердце и в моей душе он будет жить вечно, хотя я его почти не знала, просто так велика сила его слов и души, что достаточно одного взгляда, одной встречи, чтобы понять и оценить такого Человека. Слова из песни группы "Искусственные дети" на стихи Алексея Дидурова звучат в моей голове, как пророчество: "...Ибо горе бессмертно, а я сам имею предел...". Предел его наступил слишком рано, может быть потому, что очень доброе и ранимое сердце было у этого человека, и вот... предел... Смерть Алексея Дидурова наступила слишком рано и осиротила многих людей, которые приходили к нему в горе и в радости. Теперь им приходить некуда, разве что на его могилу...

Вот, что писали о нем те, кто хорошо его знал:

"Он знает жизнь, знает литературу. Он бескорыстен в самом хорошем значении этого слова". Булат Окуджава

"Дидуров жил и живет как поэт в самом наивном и романтическом понимании этого слова: голодно и честно. При этом у него - как, может быть, ни у кого другого, - есть возможность выбирать между этой жизнью и другой, сытой по нашим, разумеется, меркам, но не представляющейся ему достойной человека, пишущего стихи". Юрий Ряшенцев

"Об Алексее Дидурове. В рассказе о нашем застойном, пере- и постперестроечном времени это имя должно прозвучать непременно - я бы сказал: исторически неизбежно, иначе картина получится не то что не полной, а просто фальшивой.

Алексей Дидуров.

Этот, как сейчас говорят, совершенно "нераскрученный" автор, тем не менее, очень хорошо и широко известен нашей публике как замечательный поэт и ярчайший представитель нашего поэтического и музыкального подполья 70-80 г.г., давшего такие звездные имена, как В. Цой, Б. Гребенщиков, В. Коркия, И. Иртеньев, Д. Быков. Даже то немногое, что удалось ему издать из своих богатых запасов, говорит о зоркости глаза, остроте ума и отменном чувстве юмора. Дидурову внятен и подвластен язык улицы, как немногим, - и не меньше, чем самая изысканная и даже витиеватая речь, скажем, маньеристов. Ну, и разумеется, темперамент, напор, бунтарство - первейшие атрибуты наших неформалов.

Но, может быть, главная заслуга Дидурова - это его "Кабаре", постоянное и давно существующее содружество авторов, главным образом поэтов, - на сегодняшний день, может быть, единственный литературно-музыкальный круг, со своей активной творческой жизнью. А ведь ничто так не важно для появления и развития таланта, как творческая среда - особенно необходимая в наше время торжества ширпотреба.

Таких людей, как Алексей Дидуров, российская традиция называет п о д в и ж н и к а м и. Без их ежедневного и бескорыстного подвига отечественная культура наша не устояла бы". Юлий Ким

"Литературное рок-кабаре Дидурова - не имеющий аналогов университет современного искусства." Владимир Качан, актер, писатель, шансонье.

"У Алексея Дидурова, нашего земляка и современника, есть два больших таланта - талант сочинителя и талант подвижника. Как правило, каждый настоящий поэт - это "вещь в себе", эгоцентрик, вся творческая энергия которого уходит на создание нетленных виршей. В редких случаях (Е. Евтушенко, С. Михалков) поэт становится общественным деятелем и, как сейчас принято говорить, "публичной фигурой". Но случай Дидурова вообще уникален: не знаю я ни одного такого же крупного поэта, который значительную часть жизни посвящал бы поискам других поэтов и помощи им". Артемий Троицкий

"Талант - это одаренность плюс судьба. Дидурову жизнь щедро отсыпала и того, и другого. Он вырос из московских коммуналок - но именно вырос: подошвы в грязи, а голова в облаках". Леонид Жуховицкий

"Оставшийся на узеньком перевале, Дидуров в самые страшные, глухие, нищие годы был по-своему счастлив и блажен - на холоде. Он вдруг резко отверг соблазны стать выкормышем советской периодики и избрал сторонний, независимый, отпугивающий внешнюю удачу путь". Татьяна Бек

"По моей классификации, Алексей Дидуров принадлежит к неоформленной критическими и литературоведческими указами и разъяснениями школе "постромантизма". Думаю, что именно этой школе предстоит сохранить для желающих и интересующихся предания и бытовые сказки провалившейся в преисподнюю времени страны." Александр Кабаков

"...Должен признаться, что я люблю Дидурова как поэта. Я люблю его поэмы. Сейчас мало кто пишет поэмы, а так крепко, здорово и современно, как это делает Дидуров, может быть, не делает никто..." Дмитрий Сухарев

"Поэзия Алексея Дидурова искренна и демократична. Она напрочь лишена книжной манерности и интеллектуального кокетства, но при этом не впадает и в другую крайность - в тяжеловесную нравоучительность и псевдонародную простотцу.

Может быть, поэтому легкие, изящные, ненатужные стихи Алексея Дидурова так легко и органично ложатся на музыку." Леонид Филатов

"О Дидурове нужно написать. Что нужно о нем написать? Что он двадцать лет собирает вокруг себя молодых сочинителей в литературном кабаре "Кардиограмма". Что дело это завещал ему Булат Окуджава - сакральное напутствие зафиксировано, я слышал голос Окуджавы. Что он занимается этим вне нашего времени, а значит, бескорыстно, а значит, верно, честно, результативно и - современно. Что с его помощью совсем недавно в Союз писателей приняты около 40 (!) молодых литераторов, что вышла уникальная антология кардиограммской литературы "Солнечное подполье". Что он подвижник, настоящий поэт, я бы сказал, мифический герой нашего времени: деятельность его, если знать о ней всё (а всего, думаю, никто, кроме него, и не знает), даже на слух, даже просто в виде перечисления выглядит нереально, с этим, по нашим пошлым понятиям, не может справиться один человек, живой, из плоти. Мифический Геракл, Сизиф. Вот что можно сказать. А у меня в голове все равно, понимаю, что мало этого про Дидурова, даже несправедливо мало, если только это про него сказать, не сказав того, что я уже сказал, но через запятую, но все равно, недостаточно - в голове у меня крутится: ибо горе безмерно, а сам я имею предел, а любовь одинока, а должно вступаться за слабых". ("Неделя", № 34, 26 августа - 1 сентября, 1999 г.) Николай Фохт

"... Это учреждение - отнюдь не кабаре в привычном смысле слова. Там не танцуют канкан, не садятся в ажурных чулках на колени мужчинам с сигарами. Это - кабаре литературное, в которое приходят барды, поэты и прозаики, как признанные, так и начинающие, и выступают перед зрителями. Многие зрители приходят сюда каждую неделю и не первый год. Мир кабаре, хотя не замкнут, но своеобычен. Здесь есть свои кумиры и свои хиты, свои зануды и свои очаровательные хулиганы. Руководит всем этим Алексей Дидуров. Поэт, к тому же редкий в наши дни энтузиаст и бессребреник. Похоже, смысл его жизни - собрать вместе людей пишущих, поющих и небесталанных, найти для этих сборов помещение (такое в городе Москве сделать непросто) и всячески тем людям помогать - организовывать им записи и публикации, подыскивать работу, утешать в недобрый час. Не зарабатывать при этом ни копейки. Более того, частенько вкладывать собственные сбережения. Которых, в общем-то, немного - Дидуров неуживчивый, он может отказаться от какого-либо выгодного предложения и на вопрос "почему?" ответить с улыбкой в лицо: "Потому что вы - жулик".

Так что если бы Дидурова не было, его пришлось бы выдумать. На этом аналогии между ним и Богом вроде бы исчерпываются. Впрочем, нет, имеется еще одна. О Дидурове, как и о Боге, вспоминают только когда плохо. Во времена благоприятные немногие все бросят и поедут на противоположный конец Москвы, чтоб в тесном и частенько душном зале петь свои баллады. А в тягостные дни это один из верных способов почувствовать себя стоящим на земле обеими ногами." ("Известия", № 44, 13 марта 1999 года.) Алексей Митрофанов

"Собственные песни Дидурова и песни на его стихи - это настоящая энциклопедия нынешней жизни." Виктор Славкин, драматург.

"Блажен поэт, которому при рождении досталось всего в меру, но вечно несчастен "проклятый поэт", которому дали всего в избытке. Он оттого и становится проклятым, что этого избытка никто не может вместить. Вечный дворовый подросток Дидуров, "гибрид кота и соловья", по собственному безупречному определению, получил в наследство от родителей, как и всякий интеллигент в первом поколении, фантастическую цепкость и живучесть. Одна очень умная и много пожившая женщина сказала, услышав как-то самопальную кассету Дидурова (сам пел под шестиструнку, строенную под семиструнку), что для настоящей славы и канонизации ему достаточно умереть - тут же из него сделают, если не второго Высоцкого, так второго Губанова уж точно". Дмитрий Быков

"О Кабаре Алексея Дидурова мы упоминали в журнале уже не раз. Это едва ли не первый свободный творческий клуб в Москве, возникший в начале 80-х годов, куда свободно собирались поэты, певцы, рок-музыканты, художники посмотреть и послушать друг друга. Это было уже на излете брежневской эпохи, когда андерграундная деятельность новых творческих элит начинала терять свою надрывность и угрюмость. Говорить же о какой-либо единой эстетической или политической идеологии этих неформальных сборищ трудно. Там были художники разных эстетических ориентаций, разных поколений: люди уже широко известные, и те, чья звезда только начинала всходить, и "просто" сочувствующие, те, кто создавал необходимую для творческой жизни среду. Но внутри этого замечательного сообщества не было тогда и не могло быть какой-либо иерархии. Собирались, чтобы почувствовать друг друга, подышать свободой. Причем свобода эта никак не декларировалась, люди, регулярно собиравшиеся у Дидурова, не объединялись даже неким ! специальным усилием противостоять несвободе - это не был политический клуб. Существовало это Кабаре во многом благодаря энтузиазму, а точнее сказать, одержимости создателя его, рок-поэта Алексея Дидурова". "Новый мир" №11, 2001 г. Сергей Костырко

Краткая справка:

Дидуров - основатель литературного рок-кабаре

Основатель литературного рок-кабаре Алексей Дидуров - профессиональный литератор, был членом и секретарем СП Москвы, членом Союза журналистов, в прошлом спец. корр. газеты "Комсомольская правда", сотрудником журнала "Юность", автором журналов "Новый мир", "Дружба народов", лауреатом журнала "Огонёк" по разделу очеркистики, автором песен к нескольким популярным художественными телефильмам и спектаклям, создателем (вместе с Владимиром Алексеевым), художественным руководителем и основным поэтом рок-группы "Искусственные дети".

С конца 70-х годов (первые десять лет - подпольно) Дидуров собирал своё еженедельное литературное бесплатное кабаре, в котором принимали участие литераторы России и из-за рубежа (кабаре проводилось в разных местах, в том числе и в помещении Фонда М. А. Булгакова - в "нехорошей квартире", где в 20-х годах жил сам автор "Мастера и Маргариты", и где он поселил Воланда с его свитой). Последнее время встречи проходили в кафе Угольникова, кинотеатр "Фитиль" на Фрунзенской набережной. У микрофона дидуровского кабаре на равных правах выступали с исполнением своих произведений и прославленные, именитые, и молодые, и совсем юные сочинители. Ценз один: талант. Кабаре жанрово не лимитировано: зрители за один присест знакомились с фрагментами спектаклей, со стихами и поэмами, с прозой и песней - и всё это в авторском исполнении.

Дидуров-литератор

А.А. Дидуров, журналист, прозаик, критик, драматург, бард, поэт, создатель и ведущий (с 1979-го года) литературного рок-кабаре, родился в 1948 году в Москве. Имел среднее образование. С 1966 года - был штатным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". С 1967-го по 1970-й проходил срочную службу в Погранвойсках. Затем снова работа в штате редакции "Комсомольской правды", а с 1972-го по 1975-й годы - в отделе публицистики журнала "Юность". Далее - внештатная работа на радио, на ТВ, в театре и кинематографе в качестве автора и соавтора песен для спектаклей и кинофильмов, автора пьес и сценариев. После 1991-го года публиковал свои очерки и статьи, прозу, стихи и поэмы в периодике (журналы "Новый мир", "Дружба народов", "Огонек", "Юность", альманахах "Истоки" и "Альтернатива"), выпустил в свет пять своих книг, две антологии отечественной рок-поэзии, антологию авторов-исполнителей своего литературного рок-кабаре, альбомы песен. Книга прозы и поэм Алексея Дидурова "Легенды и мифы Древнего Совка" по рейтингу журнала "Огонек" в 1995 году вошла в десятку лучших книг России, а антология литературного рок-кабаре Дидурова "Солнечное подполье" названа газетой "Алфавит" лучшей русской антологией. По итогам же всероссийского конкурса "Артиада-99" антология "Солнечное подполье" получила статус лучшей отечественной книги1999-го года. Алексей Дидуров являлся членом Союза журналистов, членом и секретарем СП Москвы. Алексей Дидуров скоропостижно скончался 5 июля 2006 года в реанимации Боткинской больницы. Ему было 59 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своей матерью.

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Литвинова Макашова Далакян Деффи Пустовит Сайт