Виктор Крамаренко о сказке Ирины Горюновой "Матиус и Матильда"

Несколько лет назад мой приятель-художник обрёл истинное творческое лицо. По его словам, когда на холсте помимо его воли вместо пейзажа или натюрморта, эскиза какой-то древней усадьбы вдруг возникли весёлые зверюшки, яркие цветочки, добрые и доверчивые феи, то он понял, что произошло чудо. Глядя на них, дети просто замирали от восхищения.

Писать для детей намного сложнее, чем для взрослых: здесь нужен особый, не помутнённый житейской мудростью, дар.

Таким даром, как мне кажется, обладает Ирина Горюнова - филолог, прозаик, поэт. Её вышедшая недавно книга сказок переполнена чистотой, непосредственностью и, что особо важно для детского писателя, неосознанным дружелюбием. На фоне бесконечных "телепузиков", пугающих старшее поколение "котопёсов", "симпсонов", "ниндзя" и другой заморской дребени, герои Ирины Горюновой находятся в ауре именно неосознанного дружелюбия, как само собой разумеющейся сказочной действительности, присущей только нашей литературе. Несколько поколений выросло на "Волшебнике изумрудного города", "Крокодиле Гене", "Королевстве кривых зеркал", зачитывалось "Дядей Стёпой" Сергея Михалкова: Во всех этих классических произведениях, по-моему, основным элементом воспитания и есть неосознанное дружелюбие героев друг к другу, отсутствие напрочь вырванного из их сознания злобы и ожесточения.

Ирина Горюнова продолжает эти традиции. Мне кажется, она выбрала правильное направление, чтоб достучаться до нынешних ребят, странствующих с закрытыми глазами по интернетовской паутине. Она пошла по стопам "Буратино" Алексея Толстого, великого, как я считаю, произведения, и немало преуспела. Её игрушечные медвежата Матиус и Матильда, познающие мир посредством путешествия и приключений, как Буратино и куклы Карабаса-Барабаса, одухотворяются и живут в чудесном мире вместе с животными и людьми. И этот чародейственный мир - Подмосковный волшебный лес. Как и у Толстого есть свой "золотой ключик" - волшебный круг, есть чудодейственный мёд, посредством которого происходят превращения, есть Чудище-Огородище, домовой Пумпашкин, как сверчок в коморке папы Карло, хранитель леса Кошенар... Ирина Горюнова мастерски заканчивает сказочный сюжет: колдуньи Злыдня и Чукарра, промышляющие на воровстве детей и зверят, ничего не смогли поделать против доброты и целеустремлённости друзей.

По-моему, сказка Ирины Горюновой "Матиус и Матильда", достойна внимания. Её язык понятен для ребят, приключения интересны, доброта ненавязчива, и зло, как ни юродствовало, всё равно оказалось побеждённым.

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Пустовит Разумихина Ромина Сударьянто Теплицкая Сайт