"Предчувствую тебя:" или проект о поэтах

Говорят, что в нашей стране сейчас упадок культуры и культурного уровня ее граждан. Конечно, на радио и телевидении можно услышать неграмотную речь, можно смотреть и слушать передачи, отражающие далеко не высокий нравственный и духовный уровень её граждан и что еще более обидно, ее интеллигенции, ее культурных лидеров. Становится грустно и опускаются руки, когда ты видишь возведенное в норму хамство и эпатаж на публику, когда слышишь обсуждение самых интимных дел людей, с позорным бесстыдством обнажающих напоказ своё грязное бельё, бахвалящихся своими комплексами и пороками. Неприятно и больно, когда известного и всеми любимого русского поэта Сергея Есенина выставляют исключительно пьяницей и дебоширом, коверкая и извращая факты биографии его и его близких людей и соратников. Что же можно противопоставить всему этому? Неужели всё совсем плохо? Ну, не совсем. Пока еще как-то выживают театры, порой не имеющие своей сцены и хотя бы ничтожного финансирования, но держащиеся одной только силой духа подлинной интеллигенции России. Примером тому может служить проект театра МОГТЮЗ "Музеи Москвы и Подмосковья", где ставятся потрясающие спектакли о великих русских поэтах. Например, недавно состоявшаяся премьера поэтического действа "Предчувствую тебя...", посвященная жизни и творчеству Александра Блока, которая прошла в музее-усадьбе Блока Шахматово.

Тонкая и ранимая душа поэта показывается ее истинной сущностью благодаря постановке молодого талантливого режиссера Гульнары Галавинской. Она - ученица Романа Виктюка и я не буду скрывать того, что в постановке чувствуется и рука, и философия мэтра современной режиссуры. Но, тем не менее, есть в этом спектакле и чудесно найденные свои моменты истины, своя интерпретация. Гульнара удивительно искренний и ранимый человек, очень тонко и вдохновенно воспринимающий поэзию Блока. Как можно передать состояние души поэта, его метания, его поиски себя и своей "Прекрасной Дамы" в этом мире? Обычные приемы здесь бы смотрелись слишком пафосно и канонично и не дали бы нужного эффекта, ибо как рассказать то великое, порой необъяснимое, что терзает душу поэта, то, что "терзает лишь то, что могло стать великим счастьем" ("Сказка о той, которая не поймет её" 1907г), но, увы, не стало им.

"Ах, как банально, любовный треугольник!", - скажете вы.

Но этот любовный треугольник дал миру "Стихи о Прекрасной Даме", "Балаганчик" и много другой замечательной лирики Блока. С трудом напрягая свои закосневшие мозги, пожалуй, кто-то вспомнит разве лишь поэму "Двенадцать" и её последние строки и это всё. А что вы знаете о самом Блоке? Да ничего. А почему? Потому что усталая нервная учительница опять села на кнопку и пол урока кричала на хулигана Ваську Петрова (к примеру), или потому что вы в это время лихорадочно списывали домашнее задание по математике, а потом как-то не удосужились прочитать биографию Блока? А зачем? Да мало ли поэтов и писателей было на Руси, что же теперь всё о них знать нужно? Вот кино про Есенина посмотрели, образовались... Н-да. Печально. Но, что поделаешь, таков ритм современной жизни. Сходите всё же на спектакль о Блоке, на прекрасный лиричный спектакль, талантливо поставленный Галавинской и сыгранный актёрами МОГТЮЗА Эдуардом Двинских - Александр Блок и Пьеро, Элеонорой Трофимовой - Любовь Менделеева, Коломбина, Алексеем Портнягиным - Андрей Белый, Арлекин, Мистик, Еленой Ворончихиной - Мистик, Дама на балу. Главный же человек этого действа - это неутомимая Надежда Кузина - генератор идей и проектов, человек, придумавший и осуществляющий культурно-образовательный проект "Музеи Москвы и Подмосковья", чьим духом и движется, и вдохновляется на подобные спектакли поколение истинной русской интеллигенции.

Павел Флоренский в своём "Иконостасе" говорит о том, что когда верующий молится иконе, то он молится образу, созданному и явившемуся художнику, а не куску дерева, покрытому краской. Всегда есть то, что стоит за этим куском дерева или холста. Так и в действе "Предчувствую тебя..." за всеми движениями актеров и минимальными декорациями стоит душа поэта, ранимая, тонкая, хрупкая... Прозрённая Гульнарой Галавинской. Нельзя более точно и искренне, более возвышенно и нежно передать все переживания и ощущения поэта, всю трагедию его столь недолгой жизни, чем это сделано в этом действе. Черно-белые плащи с алым подбоем и маски - что может лучше передать чистоту и грязь, поэзию и измену, верность и предательство, любовь и смерть, разочарование, опустошение?..

Гениально подобранная музыка усиливает впечатления от игры актеров, врывается в сознание стремительным шквалом эмоций и ощущений, затрагивает самые потаённые уголки вашей души. Думаю, что, посмотрев "Предчувствие тебя...", вам обязательно захочется перечитать Блока, непременно потребуется пересказать этот спектакль друзьям и знакомым, поделиться с ними своими ощущениями и посоветовать им, непременно увидеть его.

Эдуард Двинских великолепно справился с ролью Александра Блока - сдержанный, внутренне сильный, но ранимый и всепрощающий, философствующее мудрый и влюбленный - таков Блок Двинских. И это поистине великолепный образ.

Хорош так же и образ Белого, созданный Алексеем Портнягиным - живой, будоражащий, весь как натянутая струна.

Отчасти портит картину и сбивает несколько высокий в первой части действа голос Элеоноры Трофимовой, из-за чего в голове возникает образ недалекой, несколько визгливой возлюбленной Блока, что явно не вяжется с образом "Прекрасной Дамы". Но это частности. Общее же ощущение от постановки великолепное. Великое дело задумала Надежда Кузина, взвалив на себя тяжелейший труд подобного проекта, столь необходимого в наше время. И это только один из осуществляемых ею проектов, а их несколько. Думаю, что надо почаще присматриваться к постановкам этого театра, потому что на фоне развлекательных шоу и низкопробных мистерий этот проект отличается хорошим вкусом, талантливыми актерами и режиссерами (пусть пока не собирающим аншлагов в силу привычки к громким именам и рекламе), но делающим возможностью возрождение великой русской культуры, почти похороненной эпатажем американизма и европеизации, выставляющими на первый план массовую культуру быта и пошлости.

Ирина Горюнова

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Литвинова Макашова Далакян Деффи Пустовит Сайт