Эти маленькие плевочки мы до сих пор называем звездами

"Театр - не отображающее зеркало,
А увеличивающее стекло"
                                В. Маяковский

Многие из моих знакомых, посещая театры, жалуются, что известность режиссера и актеров отнюдь не означает того, что спектакль будет шедевром, что, выйдя из театра, люди вынесут в себе маленький кусочек причастия того, что и есть настоящее искусство. Разрекламированные модные пьесы, по сути, есть пустышка, этакая обманка, выплюнув которую, хочется прополоскать рот. До последнего времени и я настороженно и боязливо покупала билеты в театр, боясь разочарования. Да, у нас сейчас искусство на подъеме, много пьес, но они оказываются профанацией, много книг, но они лишь жвачка для незрелого ума, много литературных клубов, премий, кинофестивалей... Но что из этого есть не пошлость или андеграунд, а настоящее, человеческое, хватающее за душу и являющее собой катарсис искусство?

Недавно в музее Маяковского состоялась премьера спектакля "Он - Сам" (Этюды о жизни и творчестве В.В. Маяковского), который поставил театр "КомедиантЪ". Да, вот так скромно - этюды... Что за ними стоит? Жизнь и душа великого поэта, его творчество, его любовь, муки... Скажу вам откровенно, что ничего лучше этого я не видела очень давно. Со мной на спектакль пошли мои друзья, в том числе и известный французский поэт Маттьё Аллуэн. После спектакля Маттьё сказал мне, что хотя он очень любит театр и ходит туда довольно часто, тем не менее, он ни разу не видел ничего подобного нигде - ни в России, ни во Франции. Это было потрясающе. И я с ним полностью согласна. Необычное, ни на что не похожее начало сразу удивляет и поражает вас, так как спектакль начинается в холле музея и продолжается на протяжении всей экспозиции, на всех этажах музея. Зрители следуют за актерами, словно подглядывая через толщу веков за живым Маяковским, за Лилей Брик, Корнеем Чуковским, Осипом Брик, Мариной Цветаевой, Давидом Бурлюком... Так рождается чувство сопереживания, сопричастности, а потом и желание опять, заново перечитать Маяковского, проникнуть в эту прекрасно выточенную глыбу души, чтобы попытаться понять и осознать, насколько велик и мощен был этот русский поэт. Приклеив к нему ярлык футуриста, певца социализма, грубияна, многие так и не увидели ранимой и нежной души поэта, не прочитали его прекрасной лирики. Как жаль. Изучая в школе программные произведения и заучивая наизусть "Стихи о советском паспорте" и поэму "Владимир Ильич Ленин", школьники, дети не могли создать себе представления об истинном облике поэта, а других его произведений они не знали. Сейчас, огульно отстраняя собранные за период социализма произведения из современной жизни, мы так много теряем. Да, он был и певцом социализма, но поймите, пожалуйста, поймите, что поэт был искренен и честен в своих высказываниях, он действительно верил в "грядущий сад", в светлое будущее, потому что душа поэта всегда настроена на прекрасные, возвышающие душу видения.

Посмотрите спектакль, я уверена, что вам многое откроется. Талантливо поставленные Алёной Чубаровой и Ириной Егоровой "Этюды", были потрясающе сыграны актерами театра "КомедиантЪ". Главную роль в спектакле исполнил актер Геннадий Новиков. Это был Маяковский. Нужно ли добавлять еще какие-то слова похвалы? Думаю - нет, потому что считаю это высшей оценкой, дающейся исключительно редко. Действие спектакля повсюду сопровождала музыка, каждый шаг и движение были слиты с мелодиями Х.Глюка, Альбинони, В.Косма, М.Леграна, Дж. Ленона, Дэспозито, виртуозно исполненными Григорием Эпштейном (скрипка), исполнявшим одновременно роль Валерия Брюсова. Талантливая актриса, она же режиссер и постановщик спектакля - Ирина Егорова удачно совместила роли Защитника Маяковского, Уборщицы, Соседки, Лили Брик, Ундертон - секретаря-машинистки (персонаж из пьесы "Баня"), Марины Цветаевой. Вообще, в целом, я хочу сказать, что средненьких, серых актеров в этом театре нет - нет талантливые люди Александр Огородов, Анна Левина, Дмитрий Майоров, Андрей Сенькин, Юрий Оборотов, Вера Константинова, Алёна Чубарова. Ирина и Алёна вдобавок ещё и режиссеры, драматурги, поэтессы, члены Российского общества современных авторов. Это люди с чистой душой и горячим сердцем, люди, которым не безразлично наше культурное наследие и которые стараются донести до нас великую поэзию Маяковского, достучаться до нас и сказать: "Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?" Да, господа, это нужно всем нам, чтобы оставаться людьми, чтобы не превратиться в равнодушных кукол, пластмассовых манекенов, подиумных картонных человечков. Нужно, обязательно нужно всем нам, чтобы сохранилась душа русская и "чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!"

Вернуться в раздел рецензии


 Приглашаем посетить сайты 
Сымбат Парфенова Арнгольдт Литвинова Макашова Сайт