Фамилия

Действующие лица:

Действие происходит в классе обычной средней школы. За столом сидит учительница. На столе куча тетрадей в две стопки, ручки, карандаши, недоеденный бутерброд с сыром и чашка с остывшим чаем, несколько потрепанных учебников, отнятая у кого-то рогатка, длинная деревянная линейка, кусок мела. Напротив учительницы, рядом с первой партой стоит бабушка и смотрит на Аллу Аркадьевну. Ира сидит в другом ряду на второй парте, сгорбившись, и что-то рисует в тетради, сжав губы, сосредоточенно, но напряженно прислушивается к разговору. Делает вид, что ее это не касается совершенно.

БАБУШКА. – Алла Аркадьевна, Ирочка мне всё рассказала. Вам не кажется, что это непедагогично, так поступать с детьми и поощрять такие насмешки и пересуды? Это же ребенок!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. - О чем вы говорите, Лариса Никитична? По-моему, ничего такого сегодня не произошло.

БАБУШКА. – Ну, как же не произошло? Один из ваших учеников, кажется Вадим, не помню фамилию, принес на урок засушенное насекомое, богомола и стал его всем показывать.

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. – Ну и что в этом такого? Отец Вадима Смирнова (подчеркивает интонацией фамилию) энтомолог, собирает коллекцию, и мальчик просто принес показать ребятам насекомое и энциклопедию. Это хорошо, развивает любознательность у детей, помогает познавать окружающий мир.

БАБУШКА. – Уважаемая Алла Аркадьевна! Вы, как педагог с большим стажем, не можете не понимать, чем был вызван поступок мальчика – желанием посмеяться над Ирочкой, унизить ее. Зная, что ее фамилия Богомолова, не трудно было бы это предположить! Ирочка, скажи, Алле Аркадьевне, почему Вадик так сделал!

ИРА (чуть слышно). – Мы накануне подрались с ним на горке из-за картонки… Я ее первая нашла. Он отнимал, я не отдала… Мама ругается, когда я на попе катаюсь. Говорит, протрешь дыру, поставлю в угол… Вот…

БАБУШКА. – Вот видите!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (бабушке). – Ничего не вижу. Это ничего не доказывает, поверьте.

(К Ире). – Ира, скажи мне честно, ведь он тебя никак не обзывал? Не толкал, не ударил?

ИРА. – Нет. (Про себя. В сторону). Он дурак. Но умный. Отомстил, называется. Тоже мне товарищ. И насекомое это противное, жуть. Смотреть страшно. Что я на этого богомола похожа, что ли? И Алла Аркадьевна придуривается, она же всё понимает. По глазам вижу. Только бы не заплакать. Вот, сейчас не надо, а! (Сжимает руку с карандашом в кулак так, что он ломается).

БАБУШКА. – Нет! Ну, неужели вы не понимаете, что обидеть человека можно по-разному! Тем более, что инцидент этим не закончился! (косится на внучку).

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. – Да? Разве случилось что-то еще? Я не в курсе.

БАБУШКА. – Давайте не при ребенке.

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. – Ира. Выйди из класса. Пойди в коридор, погуляй.

ИРА. (про себя). – Можно подумать, я не знаю, о чем вы будете разговаривать. Ладно, я буду подслушивать у двери. Надо же узнать правду. И почему взрослые так любят врать? У них при этом глаза делаются такие большие и лживые, они этого не видят. И говорят они так приторно сладко, что, кажется, будто в тебя влили банку с медом и сейчас стошнит.

Ира молча встает и медленно выходит из класса. Не оглядываясь.

БАБУШКА (подождав, когда за внучкой закроется дверь). – Мало того, что Ирочку потом все дразнили «богомол обыкновенный» на перемене, она еще пришла домой вся в слезах. Сложилась достаточно щекотливая ситуация. Вы же знаете, что у девочки с родителями разные фамилии. Ира не знает, что ее папа ей неродной, что ее удочерили, когда она была маленькая. А теперь ее же одноклассники пытаются сказать ей об этом! Мы бы очень не хотели, чтобы она узнала правду. А вы не помогаете нам, а поощряете эту ситуацию!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (вскочив со стула и встав напротив Ларисы Никитичны). – Ну, знаете ли, это уже слишком! Я вообще не понимаю, почему вы ввязываете меня в ваши семейные дела. Мне совершенно нет до них никакого дела! Разбирайтесь с этими вопросами сами! И потом, почему тогда сегодня в этом кабинете находитесь вы, ее бабушка, а не родители? Кто должен заниматься воспитанием ребенка и думать о его благополучии? Школа не может уследить за всем! Ирины родители вполне могли бы договориться между собой и, наконец, поменять ребенку фамилию, тем более, что отчим ее официально удочерил, а не сваливать ваши проблемы на мою голову. У меня и так вот куча дел. Одних тетрадей проверять шестьдесят штук! И семья у меня тоже есть!

А вы пытаетесь всю ответственность за случившееся переложить на мои плечи – не выйдет, Лариса Никитична!

БАБУШКА. – Как вам не стыдно!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (возмущенно). – Мне? Это мне должно быть стыдно?

БАБУШКА. – Вам-вам, Алла Аркадьевна! Мы вчера Ирочку всю ночь не могли успокоить, так она рыдала! Ира подумала, что ее взяли из детского дома, и что она совсем никому не нужна, так что ее могут в любой момент сдать обратно! И как всё это, по-вашему, называется, а? Где ответственность за поступки? Где ваш авторитет? Я буду жаловаться директору школы, а если надо, дойду и до Министерства образования!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (наливаясь гневом). – Идите! Только учтите, что вы сами виноваты! Надо было сразу думать о последствиях своих поступков и о ребенке. Вам надо отвести ее к психологу! Вместе с родителями! Вы, что, думаете, что вы одна у меня такая? Вон родители Ванечки Пименова погибли в автокатастрофе, его бабка с дедом воспитывают, тянут. Насколько их хватит? А у Лены Морозовой мать алкоголичка, отца же отроду не было. Девочка трудная, учится плохо, уже во втором классе прогуливает – бутылки собирает на улице, сдает их. Иногда милостыню клянчит. И так можно долго рассказывать. А вы тут меня попрекаете! Зятя своего попрекайте и дочь. Нечего из меня сволочь делать!

БАБУШКА. – А никто из вас сволочь и не делает. Вас просто просят думать о последствиях и совершать педагогически выверенные действия. Вот и всё! И не надо мне давать советы, что и как мне делать и как поступать. Я уж сама как-нибудь разберусь. Я знаете, сколько всего в жизни прошла и увидала! Не вам чета, да! И горя хлебнула немало. Я просто хочу, чтобы моя внучка была счастлива и чтобы подобные инциденты больше не возникали! И на жалость мне тут не давите: тетради, дети – взялись за эту работу, так будьте добры, работайте. Так, как полагается!

Раздается стук в дверь. Потом она приоткрывается и в класс заходит Ира Богомолова.

Она подходит к бабушке, дергает ее за руку и произносит:

ИРА. – Бабушка, я всё поняла, не ссорьтесь. Пойдем домой. Я тебе нужна, да?!

Конец.

Вернуться в раздел для детей


 Приглашаем посетить сайты 
Цветаева Почтовые индексы Биология Биографии История Сайт